Применение золошлаковых материалов
Применение золошлаков для технического этапа рекультивации нарушенных земель, вертикальной планировке, а также в производственном цикле полигонов ТКО
Возгорания на полигонах ТКО создают угрозу безопасности жизнедеятельности людей — при горении выделяются высокотоксичные вещества: канцерогены, диоксины, фенолы, оксиды углерода и другие.
Загрязнение воздуха данными веществами приводит к различным заболеваниям, повышает риск онкологических заболеваний, оказывает влияние на нервную и репродуктивную системы.
Например, в Братске для подавления и предупреждения возгорания на полигонах ТКО ежегодно используют до 50 тыс. кубометров золошлаковых материалов.
Например, в Братске для подавления и предупреждения возгорания на полигонах ТКО ежегодно используют до 50 тыс. кубометров золошлаковых материалов.
Тушение возгораний на полигонах ТКО в Иркутской области — это один из примеров использования золошлаковых смесей. Учёные и энергетики из Иркутской области ещё в 2005 году стали пионерами
в применении ЗШМ для тушения площадных пожаров. Тогда тонкодисперсной золой предложили засыпать горящий лигнин — отходы закрывшегося Зиминского гидролизного завода. К тому моменту в Зиминском районе разворачивалась настоящая экологическая катастрофа, местные жители задыхались от ядовитого дыма.
А традиционный способ тушения с помощью воды не давал быстрого результата. Зола же дала «изумительный эффект», как писали газеты позже. В дальнейшем, когда поверх золы уложили плодородный грунт, местный фермер по договору с районной администрацией засеял полигон многолетними травами, а ученики Ухтуйской школы (расположенной в непосредственной близости с полигоном) высадили на нём 400 саженцев, большая часть из которых прижилась. Спустя пару лет из-за неосторожного пала сухой травы залежи лигнина вновь воспламенились. Тушили уже по отработанной схеме.
А традиционный способ тушения с помощью воды не давал быстрого результата. Зола же дала «изумительный эффект», как писали газеты позже. В дальнейшем, когда поверх золы уложили плодородный грунт, местный фермер по договору с районной администрацией засеял полигон многолетними травами, а ученики Ухтуйской школы (расположенной в непосредственной близости с полигоном) высадили на нём 400 саженцев, большая часть из которых прижилась. Спустя пару лет из-за неосторожного пала сухой травы залежи лигнина вновь воспламенились. Тушили уже по отработанной схеме.
- В 2009 г. начата и ведётся до сих пор совместная работа Администрации АГО и ПАО «Иркутскэнерго» по тушению многолетних тления и возгораний свалок опилок, расположенных на различных участках территории бывшего ОАО «Китойлес».
- За 2011–2015 гг. использовано более 1 400 тыс. кубометров ЗШС золоотвалов ТЭЦ-9 и ТЭЦ-10. Суммарная территория участков, на которых ликвидировано возгорание, составляет около 40 га.
- В 2015 г., в соответствие с изменениями в экологическом законодательстве, разработан проект вертикальной планировки, предусматривающий все этапы работ, включая постоянный экологический мониторинг состояния подземных вод.
- В 2016–2017 гг. вывезено более 600 тыс. кубометров ЗШС. Реализация проекта вызвала поддержку населения, несмотря на первоначальные сложности и противостояние отдельных групп общественности.
Применение в дорожном строительстве
Совместно с ФГБОУ «ИРНИТУ» на протяжении нескольких лет проводятся исследования применения золошлаковых материалов при строительстве автомобильных трасс.
В 2019 году ЗШМ были применены при строительстве дорог регионального значения в Иркутском районе. Были построены слои основания дорожной одежды с применением разработанных составов укреплённых грунтов. Один участок расположен на территории асфальтобетонного завода в Карлуке. А второй, протяжённостью 1 километр, на автомобильной дороге «Егоровщина-Рязановщина».
В 2019 году ЗШМ были применены при строительстве дорог регионального значения в Иркутском районе. Были построены слои основания дорожной одежды с применением разработанных составов укреплённых грунтов. Один участок расположен на территории асфальтобетонного завода в Карлуке. А второй, протяжённостью 1 километр, на автомобильной дороге «Егоровщина-Рязановщина».
В 2022 г. важным шагом стало выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с применением золошлаковых материалов — для возведения земляного полотна — на участке автомобильной трассы обхода г. Усолье-Сибирское. Для этого с территории золоотвала ангарской ТЭЦ-10 было вывезено 2470 кубометров ЗШМ для укладки земляного полотна.
По результатам НИОКР министром автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области согласованы методические указания применения ЗШМ в земляном полотне автомобильных дорог Иркутской области
В 2024 г. выполнено строительство основания дорожной одежды с применением золошлаковых смесей ТЭЦ на автомобильной дороге В. Булай-Лохово-Нены на участке в Черемховском районе Иркутской области.
Разработан технологический регламент на производство работ по возведению слоев основания дорожной одежды с применением золошлаковой смеси. АО «Дорожная служба Иркутской области» проведено строительство экспериментальных конструкций дорожной одежды. Технология производства работ заключается в следующем:
Вариант 1 — Основание дорожной одежды
В 2024 г. выполнено строительство основания дорожной одежды с применением золошлаковых смесей ТЭЦ на автомобильной дороге В. Булай-Лохово-Нены на участке в Черемховском районе Иркутской области.
Разработан технологический регламент на производство работ по возведению слоев основания дорожной одежды с применением золошлаковой смеси. АО «Дорожная служба Иркутской области» проведено строительство экспериментальных конструкций дорожной одежды. Технология производства работ заключается в следующем:
Вариант 1 — Основание дорожной одежды
- Смешение компонентов на асфальтобетонном заводе
- Транспортировка смеси автосамосвалами и распределение асфальтоукладчиком
- Уплотнение слоя
- Распределение битумной эмульсии
Вариант 2 — Конструкция
- Смешение компонентов ресайклером
- Профилирование и уплотнение слоя
- Распределение битумной эмульсии
По результатам проведенных работ построены экспериментальные конструкции дорожных одежд общей протяженностью 500 м. Применение золошлаковых смесей в конструкциях дорожных одежд автомобильных дорог позволяет утилизировать большое количество золошлаковых отходов и снизить стоимость строительства автомобильных дорог.
Применение в строительных материалах
Бетонные смеси, бетонные и железобетонные изделия, бордюры и тротуарная плитка, газобетон, пенобетон, полистиролбетон и даже портландцемент — золошлаковые смеси строители применяют практически по всем своим направлениям. В повседневной жизни многие обыватели даже не задумываются, какое количество привычных глазу вещей изготавливается с применением золошлаковых материалов.
Зола давно доказала свою эффективность. Она позволяет сокращать расход цемента — огромный плюс в экономии при строительстве. Зола служит наполнителем, улучшающим структурообразование бетона.
Ежегодно производители области используют 200-250 тыс. тонн золошлаковых смесей для производства своей продукции. Сегодня крупнейшие компании региона сотрудничают с нами, а популярность золошлаковых материалов только растёт. Золошлаковую смесь используют для производства бетонных изделий. Золу-уноса, извлекаемую из электрофильтров, применяют в качестве добавки к цементу для производства сухих строительные смесей, штукатурных растворов, автоклавного газобетона, газобетонных блоков и прочей продукции.
С использованием золошлаковых материалов была произведена тротуарная плитка, дорожные и газонные бордюры, которые укладывались, как в г. Иркутск, так и за пределами областного центра (пос. Большое Голоустное, пос. Звёздный Усть-Кутского района, Тайшетский, Тулунский, Зиминский, Ново-Иркутский, Шелеховский и другие районы). Например, магистральный бордюр производства «Иркутскзолопродукт» лежит на федеральной трассе М-53 «Байкал» возле Саянска и трассе М-55 «Байкал» в районе Култука. При производстве плитки и бордюра использовалась зола-уноса.
В настоящее время принято Распоряжение Правительства РФ №2330-р, устанавливающее обязательную минимальную долю использования вторичного сырья (в т.ч. золошлаковых материалов и золы-уноса) при производстве товаров, проведении работ и оказании услуг, закрепленных в Распоряжении.
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации подготовило письмо «Об утверждении Распоряжения и информирования бизнеса», с просьбой обратить внимание на необходимость учета указанных норм в работе.
Зола давно доказала свою эффективность. Она позволяет сокращать расход цемента — огромный плюс в экономии при строительстве. Зола служит наполнителем, улучшающим структурообразование бетона.
Ежегодно производители области используют 200-250 тыс. тонн золошлаковых смесей для производства своей продукции. Сегодня крупнейшие компании региона сотрудничают с нами, а популярность золошлаковых материалов только растёт. Золошлаковую смесь используют для производства бетонных изделий. Золу-уноса, извлекаемую из электрофильтров, применяют в качестве добавки к цементу для производства сухих строительные смесей, штукатурных растворов, автоклавного газобетона, газобетонных блоков и прочей продукции.
С использованием золошлаковых материалов была произведена тротуарная плитка, дорожные и газонные бордюры, которые укладывались, как в г. Иркутск, так и за пределами областного центра (пос. Большое Голоустное, пос. Звёздный Усть-Кутского района, Тайшетский, Тулунский, Зиминский, Ново-Иркутский, Шелеховский и другие районы). Например, магистральный бордюр производства «Иркутскзолопродукт» лежит на федеральной трассе М-53 «Байкал» возле Саянска и трассе М-55 «Байкал» в районе Култука. При производстве плитки и бордюра использовалась зола-уноса.
В настоящее время принято Распоряжение Правительства РФ №2330-р, устанавливающее обязательную минимальную долю использования вторичного сырья (в т.ч. золошлаковых материалов и золы-уноса) при производстве товаров, проведении работ и оказании услуг, закрепленных в Распоряжении.
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации подготовило письмо «Об утверждении Распоряжения и информирования бизнеса», с просьбой обратить внимание на необходимость учета указанных норм в работе.